Энциклопедия производственного менеджера

Методы поиска идей

Существует множество различных методов поиска идей. К самым востребованным относятся: мозговой штурм, дискуссия 66, дидактический мозговой штурм, запись мыслей (метод 635, Brainwriting), синектика, расширение поля поиска, морфология и бионика. 

Мозговой штурм - самый популярный из методов поиска идей, который проводится на совещании с участием нескольких человек. Целью этого совещания является получение максимального количества идей или вариантов решений. Существуют четыре правила поведения совещания:

  1. Количество высказанных идей важнее, чем их качество.
  2. Принимаются во внимание не только идеи отдельных членов группы, а намного более ценятся групповые результаты.
  3. Всяческая критика высказанных идей запрещена.
  4. Фантазия не ограничивается ни коим образом.

Эти правила должны создать такую атмосферу, которая будет способствовать свободному потоку мыслей без предубеждений и стеснений, когда полностью могут быть использованы преимущества групповой работы.

Дискуссия 66 - вариант мозгового штурма применятся в том случае, если в совещании принимает участие больше чем 15 человек. Общее число участников разделяется на группы приблизительно по 6 человек в каждой. В этих группах проводится мозговой штурм длительностью около 6 минут. Затем все участники опять собираются вместе, чтобы представить и сравнить результаты, разработанные в каждой группе.

Дидактический мозговой штурм: в противоположность классическому мозговому штурму здесь проблема представляется участникам сначала очень смутно, и уточняется в процессе совещания. Таким образом, предотвращается сосредоточение только на известных методах решений.

Запись мыслей (метод 635, Brainwriting): после постановки проблемы от группы требуется в течении трех-пяти минут внести всего три варианта решения в заготовленный формуляр. Каждый участник группы (оптимально шесть человек) передает лист с записанными им решениями своему соседу. Сосед же должен найти и записать три последующие идеи, по возможности, базирующиеся на трех уже записанных. При шести участниках три первые варианта решения рассматриваются и прорабатываются с пяти последующих точек зрения (отсюда и название 635).

Синектика: понятие «Синектика» означает «Сочетание внешне не сочетаемых объектов». Из психологии мышления известно, что творческому процессу поиска новых идей способствуют ассоциации с аналогиями. Синектический подход осуществляется в 3 фазы:

  1. ознакомление с проблемой
  2. отчуждение от проблем
  3. комбинирование отчужденного и близкого проблеме.

Из получившихся аналогий могут произойти абсолютно новые решения.

Расширение поля поиска идей: при рассмотрении проблемы с другой стороны решения часто появляются (интуитивно) новые варианты её решения. Существует целый ряд правил, которые помогают варьировать позиции, с которых может рассматриваться проблема:

  • новая формулировка проблемы
  • поиск синонимичных выражений
  • сознательные попытки рассмотрения проблемы со стороны другого производственного или непроизводственного подразделения (например, оптовой торговли, потребителя, транспорта и т.д.)
  • представление проблемы символами или попытка её графической формулировки (схематичное изображение, скользящая диаграмма, монтажная схема и т.д.).

Морфология: понятие «Морфология» описывает науку об образах и формах. Проблема разделяется на ряд частичных проблем, которые в большей мере можно решить вне зависимости друг от друга. Затем по каждому элементу проблемы формулируется максимальное количество известных или допускаемых решений. Совокупность всех мыслимых решений исходной проблемы представляет собой комбинацию решений по каждому из проблемных элементов.

Бионика: по проблеме, которую необходимо решить, ищутся аналоги в природе. Они систематически анализируются и проверяются в отношении переносимости на исходную проблему. Такие «решения проблем», которые имеются в природе, могут дать разнообразнейшие импульсы для разработки настоящего решения (например, жесткость соломинки, чувство ориентации почтового голубя и т.д.).

Смотрите также: Методы принятия управленческих решений.



UP-PRO в сетях