Энциклопедия производственного менеджера

Менеджмент качества

Менеджмент качества (quality management) – это деятельность, направленная на планирование, целеполагание, обеспечение, контроль, улучшение качества продукции и услуг, производимых конкретным предприятием.

При этом управление качеством производимой на предприятии продукции и услуг происходит с помощью согласованных процедур и правил, информации, ресурсов, людей и т.д., которые действуют в рамках организации для установления и достижения целей. Рамочные условия и целеполагание задаются посредством факторов удовлетворенности клиентов, рентабельности, совместимости с внешней средой и соблюдение законодательства.

Историческое развитие менеджмента качества

Историческое развитие менеджмента качества на предприятии

Схема 1. Историческое развитие менеджмента качества на предприятии

Управление качеством товаров (услуг) исторически прошло несколько этапов (см. схему 1). До 1960 годов quality management существовал в виде контроля изготовленной продукции, то есть был введен 100%-й контроль продукции, где проверялись все товары, подлежащие отгрузке.

С 1960 по 1980 годы контроль качества постепенно ужесточался и внедрялся в процесс производства. Стали тестировать также отдельные детали и полуфабрикаты, таким образом, дефектные компоненты устранялись сразу и не повреждали связанные с ними части. В 1960-е годы было обнаружено влияние человеческого фактора на данный процесс контроля, внедрялись так называемые программы «без брака»: с целью снижения процента брака, допускаемого рабочими, в сотрудниках стали воспитывать ответственность за качество, их мотивировали специальными денежными вознаграждениями и т.д. Но такие программы не оказались успешными, так как ответственность за обеспечение качества по-прежнему несли сотрудники исключительно производственных отделов.

В 1980-ые годы упор был направлен на создание комплексных систем, которые включали в себя профилактические мероприятия области разработки и конструирования, технической и технологической подготовки производства, а также широкий инструментарий контроля.

И только с развитием в 1990-е годы всеобщего управления качеством (TQM), которое начало утверждаться во всем мире, качество перестали рассматривать как результат изолированной деятельности отдельного подразделения, оно превратилось в задачу каждого сотрудника (см. схему 2).

Архитектура менеджмента 

Архитектура и определенные методы реализации ее элементов в конкретной организации зависят от масштаба, профиля, структурной части, культуры, стиля управления, целей и многих других факторов. Тем не менее, можно говорить о сформировавшейся на сегодняшний день обобщенной модели менеджмента качества, которая и нашла отражение в серии международных стандартов ISO 9000:2000.

Признаки перехода от обеспечения качества к менеджменту качества

Схема 2. Признаки перехода от обеспечения качества к менеджменту качества.


Менеджмент качества состоит из: планирования, регулирования, обеспечения и повышения качества.

Согласно современным взглядам, менеджмент качества на прелприятии предполагает присутствие ряда элементов, позволяющих реализовать себя в полном объеме. К таким элементам можно отнести следующее:

  • политика в области качества
  • система планирования (постановка целей, определение требуемых ресурсов и т.д.)
  • процессная модель организации (описание процессов, блок схемы, продедуры, инструкции и т.д.)
  • система контроля (входящих ресурсов, полуфабрикатов, продукции, процессов т.д.)
  • система мониторинга удовлетворенности потребителей
  • система внутренних проверок 
  • система внешних проверок (особенно в случае сертификации)
  • система управления информацией о качестве процессов и продукции (записи по качеству)
  • система анализа со стороны руководства, менеджмента
  • система непрерывных улучшений качества (управление несоответствиями, корректирующие действия, предупреждающие действия)
  • система управления внешними поставщиками

Смотрите также: Аудит качества на предприятии.



UP-PRO в сетях