Энциклопедия производственного менеджера

Пример бенчмаркинга

В качестве примера применения метода бенчмаркинга можно привести опыт процессно-ориентированной организации бенчмаркинга в корпорации XEROX. Предпосылкой успешного проведения бенчмаркинга в корпорации считают расчленение процесса на фазы и шаги. Бенчмаркинг состоит из 4 фаз и 10 шагов.

Первая фаза «Подготовка»:

1. Определение объекта бенчмаркинга. Анализируется значение и актуальность объекта для выполнения задач и функций предприятия, выясняется, где возникают наибольшие трудности, узкие места, какой из факторов представляет высокий интерес.

2. Установление величин для оценки успеха. Выбранные объекты оцениваются с точки зрения различных факторов – затраты, время, качество - с  помощью денежных величин.

3. Привлекаются различные источники информации: семинары, ярмарки, бизнес-отчеты, опросы клиентов, поставщиков, обмен с предприятием, выбранным для сравнения, осмотр предприятия, справочная информация, промышленные и торговые палаты, газеты, специальная литература и др. Например, в Германии действует немецкий центр бенчмаркинга (DBZ), который на договорной основе может предоставлять данные по другим предприятиям.

4. Нахождение предприятия для сравнения. Поиск предприятия необходимо производить не только в рамках своей отрасли. Во-первых, в других отраслях можно найти инновационные решения, подходящие для собственных технологий. Во-вторых, при отсутствии конкурентной ситуации предприятие, с которым производится сравнение, гораздо охотнее предоставляет информацию.

Вторая фаза «Анализ»:

5. На основе сопоставления целевых величин (удовлетворенность клиентов, качество, затраты, время) предприятия, выбранного для сравнения определяются неэффективные продукты, услуги, процессы, технологии своего предприятия и их причины.

6. Определяются направления более эффективной организации производства продуктов продуктов, услуг, процессов, технологий, т.е. находится ответ на вопрос, почему другие предприятия лучше.

Третья фаза «Внедрение»:

7. Определяются цели и стратегия изменений. Результаты обсуждаются на предприятии, осознается необходимость изменений, и устанавливаютсяцели предприятия с учетом новых стандартов и величин.

8. Составление плана действий по конкретизации задач, расчету необходимых ресурсов, установлению ответственных лиц, разработке календарного плана и прогнозных результатов.

9. Реализация намеченных мероприятий.

10. Контроль за выполнением преобразований, при котором сравнивается достижение заданных значений эффективности  продуктов, услуг, процессов, технологий, а также проверяется соблюдение плана по ресурсам и срокам.

Четвертая фаза «Повторение бенчмаркинга»

Методы и процессы постоянно изменяются. То, что считалось исключительным достижением, быстро превращается в стандарт. На этой стадии подключается непрерывный процесс улучшений (НПУ). Предпосылкой оптимального применения является детальное и систематическое документирование опыта проведения бенчмаркинга.

Практический пример бенчмаркинга

Предметно-ориентированная организация бенчмаркинга разработана фирмой DEC (Digital Equipment Corporation), его структура ориентируется на четыре основных вопроса:

  • Что подлежит бенчмаркингу?
  • Как проводить бенчмаркинг?
  • Кто является лучшим?
  • Как работают лучшие предприятия?

Эта структура представлена шаблоном (см.схему1).

Пример структуры бенчмаркинга

Схема 1. Пример бенчмаркинга фирмы DEC. 

Примером результатов является сравнение важнейших показателей результативности компании компании «Nokia» с лучшими отраслевыми показателями (см. схему 2).

Диаграмма Nokia, пример результатов бенчмаркинга

Схема 2. Диаграмма «здоровья» компании «Nokia.

Смотрите также: определение термина "бенчмаркинг".



UP-PRO в сетях