0 комментариев

Сбалансированная система показателей

Сбалансированная система показателей (ССП, Balanced Scorecard) – один из мощных инструментов стратегического менеджмента, позволяющий измерить эффективность компании при помощи специально подобранных и взвешенных (сбалансированных) индикаторов, которые комплексно отражают ее текущее состояние.    Основные термины и определения Сбалансированной системы показателей: Видение – четко сформулированное описание, какой должна стать компания в будущем, а также основных путей достижения этого. Временной горизонт - позволяет определить, к какому типу относится конкретный показатель, а также длительность периода его планирования. Каскадирование – инструмент доведения (декомпозиции) ССП от верхнего уровня (уровня компании в целом) к более нижним (до уровня отделов и даже конкретных исполнителей). Перспективы – самые важные стратегические области, например: маркетинг/клиенты, финансы, персонал, производство /внутренние бизнес-процессы. Исходя из стратегических задач компании могут быть использованы и иные перспективы при разработке ССП. Показатель – инструмент измерения степени достижения как поставленной цели, так и результативности бизнес-процессов. Причинно-следственные связи. Соответствуют принципу «если – то». Находят отображение в стратегической карте предприятия. Бизнес-процесс – последовательные действия для получения нужного результата, важного для компании. При разработке ССП важны только имеющие решающее для стратегии компании значение бизнес-процессы. Стратегическая карта – помогает описать стратегию развития компании в виде диаграммы или рисунка. Стратегическая цель – стратегически важная для компании цель, достижение которой предоставит серьезные конкурентные преимущества. Стратегические мероприятия (проекты) - инструмент реализации стратегии развития компании. Каждый значимый проект или мероприятие увязываются с конкретными стратегическими целями и задачами.   Функции ССП: Трансформирует стратегию компании в четыре взаимосвязанные перспективы и делает возможной конкретизацию стратегических целей Представляет собой систематическую методику трансформации видения и стратегии организации в планы действий отдельных сотрудников    Является интегрированной концепцией стратегически-сфокусированного управления организацией ССП не является: „только лишь новой системой показателей“ „только лишь инструментом составления отчетности для топ-менеджмента“ Для того, чтобы приступить к построению системы Balanced Scorecard, нужно уже иметь разработанную стратегию развития компании, а уже на основании ее решить, какие перспективы должны быть выбраны, и до какого уровня надо провести декомпозицию. Без четкого видения, какой должна быть компания в будущем, а также без понимания главных путей и ключевых мероприятий (проектов) для достижения этого будущего, разработка ССП просто невозможна, все таки это "оцифровка" уже достаточно зрелой стратегии. Важная задача декомпозиции при разработке - доведение стратегически важных целей и задач до уровня конкретных исполнителей. Соответственно у руководства компании появляется не только эффективный инструмент планирования и контроля, но и мотивации - есть возможность привязать систему оплаты к уровню достижения запланированных целей подразделением или ответственным за нее сотрудником. Разрабатывая Сбалансированную систему показателей (для компании в целом или отдельного структурного подразделения), стоит придерживаться таких шагов: четко конкретизировать стратегические цели; увязать все стратегические цели при помощи причинно-следственных цепочек – т.е. построить стратегическую карту; определить ключевые показатели и их целевые значения; определить, как связаны эти показатели с ключевыми бизнес-процессами; разработать необходимые стратегические мероприятия или проекты. Определить для каждого из них конкретные сроки, бюджеты, ответственных исполнителей.  Сбалансированная система показателей – эффективный инструмент стратегического менеджмента Достижение единого понимания стратегии развития компании  всеми ключевыми участниками процесса ее разработки и, главное, ее реализации в жизнь, также является одним из важнейших факторов успеха компании. Кроме того, без этого сложно организовать и контроль за внедрением стратегии. Интеграция системы BSC в процесс стратегического планирования – пример из практики Факторы успешного внедрения BSC и роль Контроллера  Плюсы и минусы ССП с точки зрения измерения отдачи от маркетинга: Плюсы: затрагивает все основные сферы деятельности организации; используются не только финансовые показатели (то, чем грешит большинство других моделей); позволяет поэтапное внедрение; тесная связь с мотивацией и планированием деятельности. Минусы: практическое внедрение: долго и дорого. отсутствие гибкости при масштабных изменениях на рынке. Наиболее распространенные индикаторы: Финансы  Рынок/Клиенты  Бизнес-процессы  Персонал  Последовательность создания Сбалансированной системы показателей: Стратегический анализ. Формирование списка стратегических альтернатив. Выбор стратегии. Построение стратегической молекулы. Построение BSC верхнего уровня в 4 проекциях, выбор индикаторов. Каскадирование вниз на подразделения. Увязывание с системами мотивации, системами бюджетирования, внутренней отчетности Автоматизация BSC. Пример:  Больше материалов на эту тему вы можете найти в разделе ССП, KPI, MBO библиотеки портала, а также в журнале Альманах «Управление производством».

Сбалансированная система показателей (ССП, Balanced Scorecard) – один из мощных инструментов стратегического менеджмента, позволяющий измерить эффективность компании при помощи специально подобранных и взвешенных (сбалансированных) индикаторов, которые комплексно отражают ее текущее состояние.   

Основные термины и определения Сбалансированной системы показателей:

  • Видение – четко сформулированное описание, какой должна стать компания в будущем, а также основных путей достижения этого.
  • Временной горизонт - позволяет определить, к какому типу относится конкретный показатель, а также длительность периода его планирования.
  • Каскадирование – инструмент доведения (декомпозиции) ССП от верхнего уровня (уровня компании в целом) к более нижним (до уровня отделов и даже конкретных исполнителей).
  • Перспективы – самые важные стратегические области, например: маркетинг/клиенты, финансы, персонал, производство /внутренние бизнес-процессы. Исходя из стратегических задач компании могут быть использованы и иные перспективы при разработке ССП.
  • Показатель – инструмент измерения степени достижения как поставленной цели, так и результативности бизнес-процессов.
  • Причинно-следственные связи. Соответствуют принципу «если – то». Находят отображение в стратегической карте предприятия.
  • Бизнес-процесс – последовательные действия для получения нужного результата, важного для компании. При разработке ССП важны только имеющие решающее для стратегии компании значение бизнес-процессы.
  • Стратегическая карта – помогает описать стратегию развития компании в виде диаграммы или рисунка.
  • Стратегическая цель – стратегически важная для компании цель, достижение которой предоставит серьезные конкурентные преимущества.
  • Стратегические мероприятия (проекты) - инструмент реализации стратегии развития компании. Каждый значимый проект или мероприятие увязываются с конкретными стратегическими целями и задачами.  

Функции ССП:

  • Трансформирует стратегию компании в четыре взаимосвязанные перспективы и делает возможной конкретизацию стратегических целей
  • Представляет собой систематическую методику трансформации видения и стратегии организации в планы действий отдельных сотрудников   
  • Является интегрированной концепцией стратегически-сфокусированного управления организацией

ССП не является:

  • „только лишь новой системой показателей“
  • „только лишь инструментом составления отчетности для топ-менеджмента“

Для того, чтобы приступить к построению системы Balanced Scorecard, нужно уже иметь разработанную стратегию развития компании, а уже на основании ее решить, какие перспективы должны быть выбраны, и до какого уровня надо провести декомпозицию.

Без четкого видения, какой должна быть компания в будущем, а также без понимания главных путей и ключевых мероприятий (проектов) для достижения этого будущего, разработка ССП просто невозможна, все таки это "оцифровка" уже достаточно зрелой стратегии.

Важная задача декомпозиции при разработке - доведение стратегически важных целей и задач до уровня конкретных исполнителей. Соответственно у руководства компании появляется не только эффективный инструмент планирования и контроля, но и мотивации - есть возможность привязать систему оплаты к уровню достижения запланированных целей подразделением или ответственным за нее сотрудником.

Разрабатывая Сбалансированную систему показателей (для компании в целом или отдельного структурного подразделения), стоит придерживаться таких шагов:

  • четко конкретизировать стратегические цели;
  • увязать все стратегические цели при помощи причинно-следственных цепочек – т.е. построить стратегическую карту;
  • определить ключевые показатели и их целевые значения;
  • определить, как связаны эти показатели с ключевыми бизнес-процессами;
  • разработать необходимые стратегические мероприятия или проекты. Определить для каждого из них конкретные сроки, бюджеты, ответственных исполнителей. 

Сбалансированная система показателей – эффективный инструмент стратегического менеджмента

Сбалансированная система показателей – эффективный инструмент стратегического менеджмента

Достижение единого понимания стратегии развития компании  всеми ключевыми участниками процесса ее разработки и, главное, ее реализации в жизнь, также является одним из важнейших факторов успеха компании. Кроме того, без этого сложно организовать и контроль за внедрением стратегии.

Интеграция системы BSC в процесс стратегического планирования – пример из практики

Интеграция системы BSC в процесс стратегического планирования

Факторы успешного внедрения BSC и роль Контроллера 

Факторы успешного внедрения BSC и роль Контроллера

Плюсы и минусы ССП с точки зрения измерения отдачи от маркетинга:

Плюсы:

  • затрагивает все основные сферы деятельности организации;
  • используются не только финансовые показатели (то, чем грешит большинство других моделей);
  • позволяет поэтапное внедрение;
  • тесная связь с мотивацией и планированием деятельности.

Минусы:

  • практическое внедрение: долго и дорого.
  • отсутствие гибкости при масштабных изменениях на рынке.

Наиболее распространенные индикаторы:

Финансы 

Финансы

Рынок/Клиенты 

Рынок/Клиенты

Бизнес-процессы 

Бизнес-процессы

Персонал 

Персонал

Последовательность создания Сбалансированной системы показателей:

  1. Стратегический анализ.
  2. Формирование списка стратегических альтернатив.
  3. Выбор стратегии.
  4. Построение стратегической молекулы.
  5. Построение BSC верхнего уровня в 4 проекциях, выбор индикаторов.
  6. Каскадирование вниз на подразделения.
  7. Увязывание с системами мотивации, системами бюджетирования, внутренней отчетности
  8. Автоматизация BSC.

Пример: 

Пример

Больше материалов на эту тему вы можете найти в разделе ССП, KPI, MBO библиотеки портала, а также в журнале Альманах «Управление производством».

0 комментариев
Отправить
обсуждения
Да за основу то можно взять, ещё бы демо посмотреть как работает, а то по ссылке только сотрудники м... СУМЗ: «Фабрика идей» и «Доска решения проблем» переходят на цифровую платформу
Здесь больше организационных вопросв, чем в самой платформе. Можно взять за основу Фабрику идей у Ев... СУМЗ: «Фабрика идей» и «Доска решения проблем» переходят на цифровую платформу
Белоярская АЭС принимает группы студентов, они могут быть и старше 18 лет. Но в целом да, в настояще... Туризм на АЭС: не развлечение, но просвещение
Узнайте больше Альманах “Управление производством” 300+ мощных кейсов, готовых к использованию чек-листов и других полезных материалов
Альманах “Управление производством”