0 комментариев

Анализ бизнес-процессов

Анализ бизнес-процессов (Business Process Аnalysis) – это систематическое получение данных с целью идентификации, определения, оценки и представления процесса как основы для его организации и улучшения. Поводом для проведения анализа, как правило, является конкурентное положение компании на рынке. Сравнение цен, затрат и продуктов/услуг может прояснить необходимые требования и подтолкнуть к улучшению. Индикаторами фактической ситуации могут служить: длительное время поставки продукции ивозникающие проблемы со сроками выполнения заказов; непрозрачный ход процесса и недостаточная его глубина; чрезмерно широкий спектр продуктов и деталей; частая смена мест возникновения затрат при прохождении заказа; значительные внутрифирменные транспортные и складские затраты, замораживание материалов и площадей; высокие затраты на переоборудование при смене продукта или технологии; низкая доля времени обработки в общем времени прохождения заказа; высокие затраты и высокая загрузка мощностей; появление «узких мест» и др. Названные индикаторы относятся, преимущественно, к ключевым процессам. Однако это не означает, что все исследование должно быть сосредоточено исключительно на них. Больший результат приносит анализ всех видов бизнес-процессов - ключевых, управленческих, поддерживающих. Структура процесса Для идентификации процесса как необходимого условия его улучшения, требуется определение его структуры. Здесь могут использоваться следующие данные: требования (количественные, качественные, экономические, экологические, временные); технологическая последовательность событий и действий (трансформаций), определяющая строение и характеризующая процесс по виду и цели; актуальная структура (последовательность выполняемой работы), как пространственно-логическая последовательность прохождения заказа через организационные единицы и рабочие системы; процессно-ориентированные данные, такие как длительность процесса (длительность обработки заказа), использование персонала, площади, затраты на создающие и не создающие стоимость события (транспортировка, хранение и складирование). Для определения данных необходимы следующие инструменты: производственная документация и регламент; проведение аудита; проведение интервью и самоописание работников; описание последовательности выполнения работ; workshop с участниками процесса. При изучении данных получаются ответы на следующие вопросы: а) какой процесс анализируется? какие функциональные области или организационные единицы участвуют? когда и какие функции должны выполняться? Как выглядят результаты этих функций? Какие следствия должны исходить из этих результатов? в) относительно хода работы – какие этапы и как они должны выполняться? какое время прохождения заказа? какие затраты? с помощью чего выполняются рабочие этапы? Какие существуют требования к качеству? с) относительно материального потока – какие виды ресурсов? какова потребность в мощностях? какой объем мощностей в наличие? какие мощности не задействованы? какова частота колебаний в использовании мощностей? Какова матрица поступления – передачи материалов? d) относительно информационного потока – откуда поступает информация (вход)? какие данные? по какому пути поступают? Как обрабатываются данные? куда поставляется исходящая информация (выход)? Показатели, используемые для анализа бизнес-процессов Анализ означает в первую очередь оценку результативности, которая получается с помощью показателей. Для непрерывного процесса улучшения также как и для эффективного управления необходимо построение системы показателей, которая состоит из двух и более факторов. Различают три вида показателей: структурные, относительные и измеряемые или индексы. Структурный показатель представляет собой отношение части к целому, причем цифра в числителе является частью цифры в знаменателе. Например, Относительные показатели отражают отношение различных данных друг к другу. Например, Стоимость одного рабочего часа: сумма зарплаты, рублей за квартал рублей 1 875 000 156,25 количество отработанных часов в квартал час 12 000  Производительность труда за один рабочий час: Произведено продукции в периоде, рублей рублей 10 357 000 414,28 Количество отработанных часов час 25 000  Затраты на один тонна-километр: Затраты на транспорт, рублей рублей 200 000 0,21 Путь х вес перевезенных грузов т-км 950 000   В коэффициентах и индексах соотносятся цифры в равных единицах измерения, но из различных, большей частью равных по величине периодов или относящиеся к различным моментам времени. Примеры Показатель оборота: Коэффициент оборота= 1,6 млн. рублей = 1,33 1,2 млн. рублей   Если выразить показатель А в процентах от показателя Б, тогда говорят об индексе: Примеры индексов: оборот в базовом году взят за 100%, тогда индекс оборота в текущем году составит: индекс оборота= 1,6 млн. рублей *100%= 133% 1,2 млн. рублей   Для оценки интегральной результативности внедрения бизнес-процессов предприятия существует европейская модель оценки совершенства EFQM, которая была основана в 1988 году четырнадцатью ведущими предприятиями Европы на паритетных началах с целью разработки для улучшения и упрощения производственных процессов на предприятиях. Один раз в год одно предприятие награждается Европейской наградой качества (European Quality Award). Получить ее может одно из предприятий, внедривших у себя модель EFQM и получившее наилучшие результаты. Схема 2. Европейская модель оценки совершенства EFQM. Схожие термины: Моделирование бизнес-процессов, Описание бизнес-процессов,  Оптимизация бизнес-процессов,  Организация бизнес-процессов,  Схема бизнес-процесса.

Анализ бизнес-процессов (Business Process Аnalysis) – это систематическое получение данных с целью идентификации, определения, оценки и представления процесса как основы для его организации и улучшения.

Поводом для проведения анализа, как правило, является конкурентное положение компании на рынке. Сравнение цен, затрат и продуктов/услуг может прояснить необходимые требования и подтолкнуть к улучшению. Индикаторами фактической ситуации могут служить:

  • длительное время поставки продукции ивозникающие проблемы со сроками выполнения заказов;
  • непрозрачный ход процесса и недостаточная его глубина;
  • чрезмерно широкий спектр продуктов и деталей;
  • частая смена мест возникновения затрат при прохождении заказа;
  • значительные внутрифирменные транспортные и складские затраты, замораживание материалов и площадей;
  • высокие затраты на переоборудование при смене продукта или технологии;
  • низкая доля времени обработки в общем времени прохождения заказа;
  • высокие затраты и высокая загрузка мощностей; появление «узких мест» и др.

Названные индикаторы относятся, преимущественно, к ключевым процессам. Однако это не означает, что все исследование должно быть сосредоточено исключительно на них. Больший результат приносит анализ всех видов бизнес-процессов - ключевых, управленческих, поддерживающих.

Структура процесса

Для идентификации процесса как необходимого условия его улучшения, требуется определение его структуры. Здесь могут использоваться следующие данные:

  • требования (количественные, качественные, экономические, экологические, временные);
  • технологическая последовательность событий и действий (трансформаций), определяющая строение и характеризующая процесс по виду и цели;
  • актуальная структура (последовательность выполняемой работы), как пространственно-логическая последовательность прохождения заказа через организационные единицы и рабочие системы;
  • процессно-ориентированные данные, такие как длительность процесса (длительность обработки заказа), использование персонала, площади, затраты на создающие и не создающие стоимость события (транспортировка, хранение и складирование).

Для определения данных необходимы следующие инструменты:

  • производственная документация и регламент;
  • проведение аудита;
  • проведение интервью и самоописание работников;
  • описание последовательности выполнения работ;
  • workshop с участниками процесса.

При изучении данных получаются ответы на следующие вопросы:

а) какой процесс анализируется? какие функциональные области или организационные единицы участвуют? когда и какие функции должны выполняться? Как выглядят результаты этих функций? Какие следствия должны исходить из этих результатов?

в) относительно хода работы – какие этапы и как они должны выполняться? какое время прохождения заказа? какие затраты? с помощью чего выполняются рабочие этапы? Какие существуют требования к качеству?

с) относительно материального потока – какие виды ресурсов? какова потребность в мощностях? какой объем мощностей в наличие? какие мощности не задействованы? какова частота колебаний в использовании мощностей? Какова матрица поступления – передачи материалов?

d) относительно информационного потока – откуда поступает информация (вход)? какие данные? по какому пути поступают? Как обрабатываются данные? куда поставляется исходящая информация (выход)?

Показатели, используемые для анализа бизнес-процессов

Анализ означает в первую очередь оценку результативности, которая получается с помощью показателей. Для непрерывного процесса улучшения также как и для эффективного управления необходимо построение системы показателей, которая состоит из двух и более факторов. Различают три вида показателей: структурные, относительные и измеряемые или индексы.

Структурный показатель представляет собой отношение части к целому, причем цифра в числителе является частью цифры в знаменателе.

Например,


Относительные показатели отражают отношение различных данных друг к другу. Например,

Стоимость одного рабочего часа:

сумма зарплаты, рублей за квартал

рублей

1 875 000

156,25

количество отработанных часов в квартал

час

12 000


 Производительность труда за один рабочий час:

Произведено продукции в периоде, рублей

рублей

10 357 000

414,28

Количество отработанных часов

час

25 000


 Затраты на один тонна-километр:

Затраты на транспорт, рублей

рублей

200 000

0,21

Путь х вес перевезенных грузов

т-км

950 000

 

В коэффициентах и индексах соотносятся цифры в равных единицах измерения, но из различных, большей частью равных по величине периодов или относящиеся к различным моментам времени.

Примеры

Показатель оборота:

Коэффициент оборота=

1,6 млн. рублей

= 1,33

1,2 млн. рублей

 

Если выразить показатель А в процентах от показателя Б, тогда говорят об индексе:

Примеры индексов: оборот в базовом году взят за 100%, тогда индекс оборота в текущем году составит:

индекс оборота=

1,6 млн. рублей

*100%= 133%

1,2 млн. рублей

 

Для оценки интегральной результативности внедрения бизнес-процессов предприятия существует европейская модель оценки совершенства EFQM, которая была основана в 1988 году четырнадцатью ведущими предприятиями Европы на паритетных началах с целью разработки для улучшения и упрощения производственных процессов на предприятиях. Один раз в год одно предприятие награждается Европейской наградой качества (European Quality Award). Получить ее может одно из предприятий, внедривших у себя модель EFQM и получившее наилучшие результаты.

Схема 2. Европейская модель оценки совершенства EFQM.

 Европейская модель оценки совершенства EFQM

Схожие термины:

0 комментариев
Отправить
обсуждения
Да за основу то можно взять, ещё бы демо посмотреть как работает, а то по ссылке только сотрудники м... СУМЗ: «Фабрика идей» и «Доска решения проблем» переходят на цифровую платформу
Здесь больше организационных вопросв, чем в самой платформе. Можно взять за основу Фабрику идей у Ев... СУМЗ: «Фабрика идей» и «Доска решения проблем» переходят на цифровую платформу
Белоярская АЭС принимает группы студентов, они могут быть и старше 18 лет. Но в целом да, в настояще... Туризм на АЭС: не развлечение, но просвещение
Узнайте больше Альманах “Управление производством” 300+ мощных кейсов, готовых к использованию чек-листов и других полезных материалов
Альманах “Управление производством”